26 октября 2020, Понедельник

Вернуть город. Междисциплинарные проекты site-specific в городских пространствах Польши

Вернуть город. Междисциплинарные проекты site-specific в городских пространствах Польши

Паулина Скорупска: Я постараюсь коротко рассказать о том, как художники возвращают город, на что они реагируют, а также о том, что такое site-specific art.

14 сентября 2015 года в Бресте, в рамках проектов Театр «Крылы Халопа» и «Европейское кафе – открытое пространство Европы» состоялась лекция Паулины Скорупской «Вернуть город. Междисциплинарные проекты site-specific в городских пространствах Польши».

Паулина Скорупска: Я постараюсь коротко рассказать о том, как художники возвращают город, на что они реагируют, а также о том, что такое site-specific art.

Название и определение этого вида искусства появляется в Америке в 1960-70-е годы, когда обратили внимание на то, как мы воспринимаем город и публичные пространства. В это же время начали задаваться вопросами об автономии произведения искусства и его отношении к социальной реальности. Художники старались вынести свои произведения из пространства white cube, начиная создавать их в публичных местах (а параллельно в театре стали разрушать рамку, которая отделяла сцену от зрительского зала, в том числе за счет переноса сцены на улицу и создания уличного театра).

Связь между искусством и городом мы можем увидеть именно в site-specific art, которое связывается больше с американским искусством, и прежде всего, с искусством минималистической скульптуры. Одной из самых репрезентативных работ этого направления является скульптура Ричарда Серра, которая называется Tilted Arc. Она была создана в 1980-е годы и установлена на площади Федерации в Нью-Йорке. Скульптура выглядела как изогнутая арка, которая разделяла площадь на две части. Эта работа была впоследствии убрана из-за протестов людей, в частности, чиновников из местных учреждений.

titled_arc_0.jpg

Один из главных упреков, которые ей адресовали, – это то, что она неэстетичная. При этом сам автор говорил о том, что его арка визуализирует определенные свойства площади, требуя от людей, которые на ней присутствуют, определенных действий (например, хотя бы обойти эту работу). Хотя Серра проиграл многочисленные процессы против него и это произведение было убрано с площади, он предложил ключ к интерпретации происходящего в публичных пространствах. Он говорил, что произведение искусства вырастает из пространства, оно тесно связано с тем местом, где возникло. Был даже выдвинут такой лозунг: «Передвинуть произведение искусства – значит уничтожить его».

Далее я расскажу, каким образом site-specific art возникала в Польше, а также о польских городских произведениях, которые создавали не только художники, но и общественные активисты. Это связано с тем, что сама идея site-specific art была перенята и художниками, и общественными активистами, а также театральными деятелями, перформерами, хэппенерами и так далее.

Я начну с работ, которые были созданы ранее, в период Польской Народной Республики (ПНР). Они выглядели немного иначе, так как в это время общество не было так сильно расслоено. Если сегодня искусство site-specific направлено на локальные пространства и локальные сообщества (это могут быть сообщества одной улицы, одного района или одного города), то в эпоху ПНР оно было направлено не на какое-то конкретное сообщество, а на все общество в целом.

Две первые группы, о которых я расскажу, – это Академия Движения и Оранжевая Альтернатива, которые, возможно, вам уже в какой-то мере знакомы.

Академия Движения начала свою деятельность в 1973 году и реализует себя в городских пространствах: среди прочего это и спектакли, но чаще всего – хэппенинги и перформансы, в которых главной темой является тема повседневности. Я хотела бы показать вам произведение 1975 года «Автобус», которое возникло в Ветлине (Wetlina). Этот проект называется так же, как картина польского художника Бронислава Линке (Bronisław Linke), где нарисован автобус, настолько набитый людьми, что они вываливаются из него. Их лица выражают грусть или маразм, что отсылает к состоянию общества того времени. «Автобус» Академии Движения возник случайно: перформеры нашли заброшенный автобус, вошли в него и застыли на несколько десятков минут, регистрируя перформанс на видеокамеру. И они тоже говорили о том, что это отражает состояние общества.

autobus_ii.jpg

Год спустя возникла одна из самых известных и часто упоминаемых работ Академии Движения: «Очередь, выходящая из магазина». В период ПНР очереди возникали часто – например, за мясом, которое продавали по карточкам. Академия Движения развернула эту очередь на 180 градусов: теперь люди выходили из магазина. Этот хэппенинг собирал несколько десятков метров людей. Еще одним вариантом его реализации было выстраивание очереди из ниоткуда в никуда.

ochered_0.jpg

В акциях Академии Движения трансформация реальности часто носила гуманистический характер. Их работы 1970-80-х годов были ироническими – хотя нужно сказать, что к такому взгляду были претензии: ведь реальность тех времен была довольно мрачной, люди попадали в тюрьмы. И поэтому многие говорили, что такой иронический взгляд и юмор не совсем понятны и приемлемы.

Еще одна акция – «Happy Day» – была впервые организована Академией Движения в 1976 году. Тогда она была очень оригинальна, хотя сейчас подобные хэппенинги в Польше довольно распространены: это флэшмобы – когда о каком-либо действии договариваются заранее в социальных сетях, оно происходит внезапно, длится недолгое время и также внезапно заканчивается. Акция «Happy Day» представляла собой подобное минутное изменение реальности: превращение серой и скучной Польши в цветной мир, полный красок. Под музыку Вивальди (это было произведение «Лето»), которая звучала из громкоговорителей, на пешеходный переход выходили люди в цветных костюмах, с подносами, полными разноцветных фруктов. Когда музыка заканчивалась, эти люди исчезали.

happyday_0.jpg

Еще одна акция называлась «Польский Уголь» (1978 год). Она была реализована уже не в Польше, а в Италии. Это также было такое юмористическое вмешательство в действительность, когда активисты Академии Движения привезли в Италию польский уголь, элегантно запакованный в бумагу, перевязанную лентами. И вручали его представителям местного итальянского сообщества как роскошный товар класса «люкс».

polskiy_ugol.jpg

Еще одна группа, о которой я хотела вам рассказать, – это Оранжевая Альтернатива (Pomarańczowa Alternatywa), которая возникла в 1980-е годы и связана с именем Ричарда Вальдемара «Майора» Фидриха. Возможно, кому-то из вас она известна, так как очень популярна. И оранжевые гномы популярны во Вроцлаве до сих пор и до сих пор там появляются. Фидрих начал рисовать их на стенах, на белых кляксах, которые возникали на месте закрашенных милицией антиправительственных лозунгов.

gnomy_2.jpg

Одна из самых знаменитых акций Оранжевой Альтернативы заключалась в том, что во Вроцлаве в жару на улицу выходили люди, и у каждого на майке была одна буква. Они выстраивались в линию, и на майках можно было прочитать «Прочь с жарой». Здесь была языковая игра: в Польше милиционеров называют Pałami, то есть «палками». И как только милиционеры хотели задерживать этих активистов за лозунг «Прочь с палками», появлялась буква «у» и получалось «Precz z U-Pałami» – «Прочь с жарой».

proch_s_zharoy_0.jpg

Еще одна известная их акция называлась «Туалетная бумага» (1987 год). Мы видим траурный флаг, на котором написано «Туалетная бумага и прокладки». Акция заключалась в том, что Ричард Фидрих раздавал прохожим дефицитные товары «класса люкс» – женщинам прокладки, а всем остальным – туалетную бумагу.

tualetnaya_bumaga_0.jpg

Многие художники относились к акциям Оранжевой Альтернативы несерьезно, хотя в действительности все было более чем серьезно. Многие акции заканчивались арестами участников хэппенингов и перформансов. Ричард Фидрих говорил, что тот факт, что он или кто-то другой попал в тюрьму за раздачу женщинам прокладок на улице, скажет западному миру гораздо больше, чем если бы кто-то сел за копирование и распространение подпольных газет. Кроме того, шутки Оранжевой Альтернативы были направлены в сторону милиции, в которой они видели своего главного врага, и все время ставили стражей порядка в неловкие ситуации, в которых те выглядели глупо. Ричард Майор Фидрих является автором множества сентенций, которые до сих пор цитируются. Они прекрасно обнажают абсурд той реальности и той системы. Например, он говорил: «Как я могу серьёзно относиться в милиционеру, который спрашивает меня во время задержания, действительно ли я участвовал в нелегальном собрании гномов?»

Я также добавлю, что в то время в Польше функционировали два очень важных для альтернативной культуры фестиваля. Это фестиваль открытых театров во Вроцлаве и фестиваль уличных театров в Елене-Гуре (Jeleniej Górze), куда попадали разные представители художественных групп.

После 1989 года польское искусство меняется. Польские активисты и художники стали бороться с совершенно другими вещами, так как их мир изменился. Появляется тема цены реформ и перемен, все больше говорят о расслоении общества, безработице и других проблемах.

Полную версию текста лекции читайте на сайте проекта «Европейское кафе».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




"Уважаемые читатели "Новой Европы"! По причине большого количества комментариев, нарушающих правила ведения дискуссии редакция приняла решение (временно) выключить блок для комментирования. Для дальнейших дискуссий мы предлагаем использовать плагин Фейсбука, Твиттера и Вконтакте. Надеемся на понимание. Ваши вопросы, комментарии и возражения присылайте на адрес ne@n-europe.eu"