20 сентября 2020, Воскресенье

«Папараць-кветка» и/или «путана»: между подчинением и свободой

«Папараць-кветка» и/или «путана»: между подчинением и свободой

В Беларуси мы сталкиваемся парадоксом, когда «нормализация» ежегодной трансляции на всю страну красавиц-финалисток, дефилирующих в купальниках студенток различных беларусских вузов, сопровождается отказом показать тех из них, которые уже подрабатывают в клубной индустрии и готовы сами публично демонстрировать свою конвенциональную красоту.

С этого года официальным символом конкурса красоты «Мисс Минск–2013» стала «папараць-кветка». Анастасия Гузель-Ганиева, продюсер проекта, пояснила: «Речь идет не о конкурсе моделей, а о конкурсе, где выбирается лицо столицы. И, согласитесь, в этом лице должно быть гораздо больше, нежели просто красивые черты».

Не успела «Советская Белоруссия» сообщить о том, что «поиск самой красивой девушки в столице завершился без сюрпризов», а «главный тренд сезона – естественная мягкая красота и ясные жизненные ориентиры», как начались сюрпризы.

Блогеры обнаружили, что попавшие в финал девушки работают в клубной индустрии. А победительница пятого конкурса «Мисс Минск–2013» – 21-летняя блондинка, студентка Беларусского государственного экономического университета – является не только постоянной гостьей клубов Минска, но и может исполнить (и уже исполняла) эротический танец перед клубной публикой.

Председатель общественного совета по нравственности Николай Чергинец тут же обвинил организаторов конкурса «Мисс Минск–2013» в том, что они «подставили руководство города» и «скомпрометировали наш образ жизни», так как своевременно не осведомились о «роде занятий и образе жизни участниц».

В результате произошло «извращение понятия конкурса красоты и смешивание его с пошлостью».

«Путана, получившая звание “мисс”, – вот красавица. И сколько же она будет стоить?», – возмутился Чергинец.

Теперь конкурс «Мисс Минск–2013», организованный Мингорисполком, государственным телеканалом СТВ и Национальной школой красоты, на который было потрачено 2 млрд беларусских рублей (почти $ 230 000) из госбюджета, оказался в центре общественного внимания. Телеканал СТВ отказался от трансляции конкурса красоты, запланированной на 6 июля, решив, что после интернет-скандала «показывать на государственном телеканале конкурс с девушками не совсем подобающего поведения» нехорошо. Однако, согласно условиям конкурса, девушкам не запрещалось заниматься стриптизом или откровенными танцами, не были прописаны и ограничения на наличие эротических фотографий в сети. Но после посещения канала СТВ победительницей конкурса «Мисс Минск–2013», как раз накануне трансляции финала, в редакцию TUT.BY неожиданно пришло письмо с недостающими до этого момента пунктами соглашения между организаторами и участницами конкурса. Согласно этому соглашению практически все финалистки не имели права участвовать в конкурсе.

Красота или пошлость?

Любопытно, что о конкурсе в СМИ высказываются в основном мужчины. Мнения спорящих в интернет-дискуссиях разделились на две диаметрально противоположных позиции. Одни утверждают, что такие фотографии непристойны, «такое распуства ды ў міс Менску». Другие же считают, что перед нами результат свободного выбора, и девушки «так хотят», и фотки эротические отличные. При этом на беларусских женских порталах, например, Diva.by, Lady.tut.byили Velvet, нет ни строчки на этот счет, хотя все они пишут о том, как важно быть красивой, женственной и сексуально привлекательной или иметь определенную внешность, которая открывает возможности в жизни.

Общеизвестно, что процесс сексуализации женщин как объектов мужского желания включает в себя определенные стандарты представления о женской привлекательности. Именно об этом сообщила «СБ» в статье «Блондинки всегда в ажуре», посвященной победительнице «Мисс Минск–2013»: «классический европейский стандарт – светлые длинные волосы, белозубая улыбка и стройное спортивное тело».

В современном беларусском обществе сексуальность рассматривается как главное достоинство и ресурс женщины. Отсюда и участие учительниц иностранных языков в конкурсах красоты, например, «Мисс грудь Беларуси» в 2010 году.

Кстати, победительницей этого конкурса в 2012 году стала преподавательница БНТУ, которая высказалась в поддержку «Мисс Минск–2013». Появление в Интернете ее собственных фотографий, демонстрирующих ее «основное достоинство», вызвало аналогичные бурные обсуждения, дошло и до бесед на работе. Однако победительница «Мисс грудь Беларуси–2012» до сих пор не согласна с таким вмешательством в ее личную жизнь: «если я преподаватель, то мне уже и на улицу выходить нельзя! Грязи было много, но все успокоились!

Это завистницы и неудачники пишут, чего обижаться! Мой размер груди на моих умственных способностях никак не отражается».

Ни для кого не секрет, что учительницы и преподавательницы относятся к работникам низкооплачиваемой бюджетной сферы «женских профессий». Более того, сегодня падает авторитет образования с ключевой фигурой учительницы, ее место занимают красавицы-модели, которые и предлагают «норму» для ориентации. При этом, помимо государственных конкурсов «Мисс Минск» и «Мисс Беларусь», практически во всех государственных вузах столицы ежегодно проводятся свои конкурсы красоты. Следовательно, именно государство поощряет культивирование сексуальности, акцентируя излишне много внимания на внешности молодых женщины.

Таким образом и поддерживается гендерное неравенство и осуществляется превращение сексуальности в товар: мужчины выбирают и оценивают женскую внешность, женщины же стараются понравиться и удовлетворить мужские желания, получая взамен подарки, то есть дополнительные – к своим учительским зарплатам – вознаграждения. Заодно обучают и молодых «правильной» социализации в мужском мире. Более того, все это выдается за проявление заботы о женщинах. Юрий Козиятко, генеральный директор телекомпании «Столичное телевидение», отметил: «У нас прекрасная природа, и вы видите, как прекрасно в неё вписываются наши красивые финалистки “Мисс Минск–2009”». И добавил: «В конце концов, для кого мужчины хранят в банках деньги, покупают бриллианты, золотые кольца? Конечно, для девушек, поэтому наши красавицы – это наш беларусский и минский стратегический ресурс».

Чем оборачивается такая государственная «забота»?

Н. Чергинец, охраняющий общественную нравственность, не просто так задал вопрос о том, сколько же будет стоить теперь красавица. В 2004 году в «Советской Белоруссии» вышла статья под названием «Несвободные телом? По обе стороны подиума», в которой Геннадий Давыдько пояснил, что государственный статус конкурсов красоты – «это знак особого отношения в стране как к культуре вообще, так и к женской красоте в частности»; «это так прекрасно, когда красота возведена в ранг государственной политики»; «мы же сделаем все возможное, чтобы выбрать такую девушку, которая станет звездой в мире»; «вот как мы стометровку выиграли у всего мира, так должны выигрывать и красотой».

Таким образом, выбирать красавиц могут только государственные уполномоченные структуры, потому что девушек в перспективе готовят для выступления «за честь Беларуси» на международных конкурсах, следовательно, их внешний вид должен соответствовать «международным стандартам». Такую и выбрали – «классический европейский стандарт», по мнению «СБ», вот только «ясные жизненные ориентиры» победительницы почему-то не устроили власти.

Казалось бы, раз речь идет о зарабатывании денег для страны, какая разница, где подрабатывает красавица?

Однако, как точно заметила культуролог Альмира Усманова, «власть считает своим долгом и прямой обязанностью утвердить эталон национальной красоты и показать “народу”, какая у него должна быть “женщина”» [1]. Судя по отказу СТВ транслировать финал конкурса «Мисс Минск–2013», женщины у народа должны быть другими. Или, иными словами, достойные быть «Мисс Минск» не могут самостоятельно решать, где им демонстрировать свое тело.

Тут мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда «нормализация» ежегодной трансляции на всю страну отобранных жюри красавиц-финалисток, дефилирующих в купальниках студенток различных беларусских вузов, сопровождается отказом показать тех финалисток конкурса, которые уже подрабатывают в клубной индустрии и готовы сами публично демонстрировать свою конвенциональную красоту. Конкурс 2013 года продемонстрировал, то что в Беларуси идет процесс реального сексуального освобождение женщин, ведь даже при отборе девушкам предлагали «соблазнить» жюри. Но эмансипация сосуществует с пропагандой природной «естественности» и нравственно-духовного совершенства, или иначе – чистоты женщины.

Любопытно, что государственные «стратегии продажи» используются и для моделирования имиджа Беларуси в глобальном мире. В выше упомянутой статье «СБ» за 2004 год отмечается, что «иной раз под видом всевозможных кастингов, приглашений на работу в модельные агентства идет банальная вербовка доверчивых девчонок в сексуальное рабство. Высокий статус “Мисс Беларусь” – это прежде всего страховка от мошенничества». Следовательно, госконтроль за проведением конкурсов красоты оправдывается внешней угрозой продажи беларусских красавиц в сексуальное рабство. «СБ» подчеркивает, что «по доходности торговля людьми в мире занимает третье место после торговли наркотиками и оружием. До 20 млрд долларов ежегодно. Причем половина из этих денег приходится на страны СНГ».

Именно поэтому беларусский президент рассматривает эту «глобальную беду современности в качестве одной из угроз XXI века», и именно поэтому именно он держит конкурсы красоты под личным контролем. Напомню, что в Беларуси существует подписанная президентом Беларуси Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2011–2013 годы.

Все это замечательно, но проблема в том, что в беларусском обществе доминирует патриархально-сентиментальный дискурс, сутью которого является риторика власти («защитить женщину для настоящего мужчины – дело чести» ; «у нас прекрасная природа, в неё вписываются наши красивые финалистки»; «мужчины покупают бриллианты для девушек»), закрепляющая за мужчинами доминантное, а за женщинами подчиненное положение, а также подчеркивающая социальную неполноценность женщин и их зависимое от желаний обладающих реальной властью мужчин положение. Женщине приписывается природное начало (вспомним «папараць-кветку»), а ее самыми ценными качествами (после сексапильности) является послушание и целомудрие, «душевная красота». Более того, эти качества власть пытается контролировать не только проводя конкурсы красоты, но и решая, какие именно женщины достойны быть в парламенте страны.

Отсюда и предложенное в «Советской Белоруссии» объяснение связи между проведением конкурса и выборами в депутаты:

«Четкая организация конкурса красоты – это своеобразный срез государственной политики по отношению к женщинам.

Ее непреложная суть в том, чтобы создать такие условия, чтобы наши милые дамы имели возможность полностью реализовать себя в своей стране. А коль так, то совсем не случайно и желание Президента видеть среди депутатов Палаты представителей не менее 30-40 процентов женщин. Кстати, кто знает, может, и нынешние конкурсантки по прошествии лет займут видное место во власти».

Когда в публичном дискурсе в устах высокопоставленных лиц основная функция женщин сводится к «естественной красоте» и роли объекта для мужского созерцания, то беларусскому обществу сложно представить другие женские роли – такие, как женщина-президент, профессионал своего дела, полноценная гражданка своей страны.

Примечания:

1. А. Усманова. Женщина как нация как товар, или культурная логика капитализма по-белорусски // Глобализация и гендерные отношения: вызовы для постсоветских стран. Издательство «Самарский университет», 2006. С. 72–101.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




"Уважаемые читатели "Новой Европы"! По причине большого количества комментариев, нарушающих правила ведения дискуссии редакция приняла решение (временно) выключить блок для комментирования. Для дальнейших дискуссий мы предлагаем использовать плагин Фейсбука, Твиттера и Вконтакте. Надеемся на понимание. Ваши вопросы, комментарии и возражения присылайте на адрес ne@n-europe.eu"