20 сентября 2020, Воскресенье

Сомнительный подарок Беларуси от фотохудожника Пьера Анри

Сомнительный подарок Беларуси от фотохудожника Пьера Анри

Сайт Пьера Анри обещает знакомство в фотоискусством

В малом зале Музея современного изобразительного искусства в Минске почти весь сентябрь проходила фото-выставка «25 секунд» швейцарца Пьера-Вильяма Анри.

В малом зале Музея современного изобразительного искусства в Минске почти весь сентябрь проходила фото-выставка «25 секунд» швейцарца Пьера-Вильяма Анри. Организаторами выставки выступили ARTMIX Events Company, Управление Культуры Мингорисполкома под патронажем Министерства культуры Республики Беларусь и сам музей.

Проект «25 секунд» состоял из 40 фотографий женщин, выполненных в жанре ню. Все женщины на фото хорошо знакомы с Анри, живут в одном с ним городе Нёвшатель, среди них есть русские, польки и представительницы еще одиннадцати национальностей; на одной из 40 фотографий есть и его собственная дочь.

Об этой фотовыставке написали практически все СМИ Минска. Швейцарец Пьер Анри дал несколько интервью, в том числе для портала TUT.BY. В анонсе к интервью для TUT.BY сообщалось, что гость – «известный швейцарский фотохудожник», что «серии его фоторабот известны во многих странах мира благодаря уникальной технике и глубокому, философскому отношению к женскому образу».

Парадоксальность ситуации однако состоит в том, что известность Пьера Анри – как и его фотосерий – не подтверждается глобальными поисковыми системами типа «Google» или «Яндекс» ни на русском, ни на английском языках. Работы Пьера Анри не упоминаются и представителями глобальной арт-среды: международные кураторы не проявляют к ним интереса, в связи с чем у фотографа не было ни одной выставки ни в Западной, ни в Восточной Европе, о чем можно прочесть на персональном сайте самого художника.

25_sec.jpg
Афиша фотовыставки Пьера Анри

Однако поисковые системы сообщают о том, что швейцарец использует совсем не «уникальный», а довольно распространённый способ съемки, имеющий название «световая кисть». Суть этой техники заключается в том, что фотограф, двигая по композиции узким направленным пучком света (фонариком), высвечивает нужные ему детали. Такой способ съемки позволяет получить необычный световой рисунок или оригинальный натюрморт.

Откуда же такая наивность в оценках художника со стороны беларусских журналистов? Возможно, это всего лишь свидетельство «преклонения» перед иностранцем с Запада, любое слово которого воспринимается как откровение?

Что касается «глубокого, философского отношения к женскому образу» Пьера-Вильяма Анри, о котором говорится в пресс-релизе к выставке, то ключ к ней можно получить, ознакомившись со следующим объявлением в минском «Женском Журнале»: «Швейцарский фотограф Пьер Вильям Анри, приглашает беларусских женщин принять участие в конкурсном отборе для своей новой фотосессии… это должны быть жительницы Минска, обязательно не профессиональные модели. Возраст, вес, рост, тип телосложения не имеют никакого значения. Главное — колоритная внешность и «творческий беспорядок» в доме модели. Специфичность съемки состоит в том, что она проходит в темноте и художник не видит свою модель. Обнаженная женщина позирует в своем интерьере, освещается только светом карманного фонарика и только в течение 25 секунд – это авторская техника Пьера Анри».

В интервью для TUT.BY одна из беларусских моделей Елена Малиновская (26-я по счету) рассказала, что обнажиться перед швейцарцем после милого чаепития с тортиком, в процессе которого обсуждалось наиболее удачное помещение для съемки в ее собственной квартире, было совсем несложно. Но замереть на 25 секунд, т.е. достичь состояния неподвижности, статичности позы, получилось только после 3-го дубля, что в итоге заняло 2 часа времени. На получившихся фотографиях Елена себя не узнала, но заметила, что «его глазами я посмотрела на себя».

Швейцарца Анри в этом проекте интересуют только обнаженные модели. Он подбирает «удачные ракурсы», обсуждает детали, направляет фонарик, фотографирует, а женщины пассивно предстают перед его взглядом. Он фотографирует обнаженных женщин, поскольку ему нравится на них смотреть. Свое желание Пьер-Вильям Анри оправдывает тем, что стремится открыть «душу» женщины, освободить ее от предрассудков и страхов, заставляет сбросить маску, в результате чего «остается чистый бриллиант, который не требует огранки, ведь он – совершенство».

pier4.jpg
Фотография с беларусской экспозиции Пьера Анри

Однако не следует ли отсюда, что женщина в одежде, подвижная и предоставленная в своем доме самой себе, а не взгляду художника, не имеет души? И как только она облачается, все ее поступки и слова лишаются хоть какой-то претензии на совершенство, а «объект почитания» художника пропадает, так как модель позволяет себе сойти с уготовленного ей пьедестала?

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения на тот счет, что за таким «прославлением женского» как пассивно-подчиненного скрываются сексуальные мужские фантазии, легитимированные статусом традиционного художника (фотографа), а также желания вполне конкретного субъекта по имени Пьер Анри. Видимо, он хочет чувствовать себя «творцом», оживляющим Галатей и совершенно не подозревающим о том, что история классического искусства есть история мужского взгляда. Мужчина в этой истории всегда герой и творец, женщина же – это почти всегда декор, которым было принято любоваться. Вот и Анри нравится любоваться изображениями женщин, превращенных в пикантные натюрморты.

Однако сегодня такое искусство вряд ли может быть названо современным. На смену женщине-натюрморту уже давно пришли новые образы и типы субъективности, которые бросают вызов традиционным – причем как женским, так и мужским; бесконечно иронизируют, пародируют и умножают друг друга, открывая новые пространства для фантазии, освобождения от клишированных сексуальных различий и указывают на возможность бесконечного поиска себя.

pier5.jpg
Фотография с беларусской экспозиции Пьера Анри

Проект «25 секунд» состоялся в Минске благодаря усилиям Ольги Гайдукевич, которая дружит со швейцарцем Пьером Анри уже 15 лет и называет фотографа «маэстро». Ольга была не только куратором, переводчиком, менеджером этого проекта, но и как сотрудник ARTMIX Events Company буквально растиражировала собственный сопроводительный текст к выставке в минских СМИ. Заметим, что компания ARTMIX специализируется на организации корпоративных мероприятий, праздников, концертов и шоу-программ в Минске и смогла обеспечить как площадку музея, так и присутствие почетных гостей на вернисаже. На сайте компании упоминается, что «при открытии выставки представители Министерства культуры, музея, организаторы выставки поделились своим мнением о значимости межкультурных обменов такого уровня».

Беларусь, без сомнения, остается изолированной от значимых арт-событий, происходящих в остальном мире: ни одна международная знаменитость до сих пор не посетила Минск с персональной выставкой. Отсутствие международных контактов мешает развитию национальной культуры, в Беларуси нет ни центра современного искусства, ни серьезных нецензурируемых журналов по искусству, ни критиков, специализирующихся на анализе современных арт-процессов. В таких условиях даже выставка швейцарца Пьера-Вильяма Анри может показаться значимой и современной.

Сам Анри был рад открытию своей выставка в канун праздника – Дня города, назвав свой проект «своеобразным подарком от меня Беларуси». Вопрос о том, нужны ли Минску такого уровня подарки-выставки, да еще и на площадке Музея современного изобразительного искусства, остается открытым.

Искусство бывает и другим:

Работа Татьяны Антошиной «Весна», 199711_the-spring_1997.jpg

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




"Уважаемые читатели "Новой Европы"! По причине большого количества комментариев, нарушающих правила ведения дискуссии редакция приняла решение (временно) выключить блок для комментирования. Для дальнейших дискуссий мы предлагаем использовать плагин Фейсбука, Твиттера и Вконтакте. Надеемся на понимание. Ваши вопросы, комментарии и возражения присылайте на адрес ne@n-europe.eu"